ИНФОРМАЦИЯ
о реализации антикоррупционной политики
"Коррупция должна быть не просто незаконной.
Она должна стать неприличной".
Д.А. Медведев, премьер-министр РФ
Деятельность школы по реализации антикоррупционной политики проводится в соответствии с:
- пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. №460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции»;
- Законом Кабардино-Балкарской Республики от 19 июня 2007 года №38-РЗ "О профилактике коррупции в Кабардино-Балкарской Республике";
- Постановлением Правительства КБР от 03.12.2010г. №212-ПП "О республиканской целевой программе «Противодействие коррупции в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011 – 2015 годы";
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. В докладе Общественной палаты РФ «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?» был сделан неутешительный вывод: «Школа не дает сегодня необходимого набора гражданских и социальных компетенций».
Поэтому на школьных уроках коррупция рассматривается как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; освещается исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, у учащихся целенаправленно формируется негативное отношение к коррупции (также как к наркомании, алкоголизму и т.д.), развиваются навыки антикоррупционного поведения. Стратегия действий учителя опирается на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого члена общества.
Предлагаемые вопросы и задания, темы творческих работ и др. позволяют углубить и конкретизировать знания в данной области. Учителями они предлагаются при обсуждении на внеклассных занятиях, уроках, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой, ресурсами Интернет и т. д. Учитель расставляет смысловые акценты при изучении ряда тем, выявляет отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывает установки на антикоррупционное сознание и поведение.
Содержание по антикоррупционной тематике (прежде всего с опорой на принцип доступности для школьников различного возраста) включено в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы.
Приведу примеры некоторых тем и вопросов содержания стандартов, при изучении которых включены сведения и задания по антикоррупционной тематике (что делает уроки более интересными, действенными, воспитывающими).
Образовательная программа, класс
|
Разделы, темы
|
История
5 класс
|
Раздел: Древний Египет. Жизнь египетского вельможи.
Тема урока: «Появление бюрократии»
Тема урока: «Коррупция в древнем Египте»
Раздел: Установление империи в Риме.
Тема урока: «Коррупция в Римской империи. Римское право о коррупции»
Раздел: Первые христиане и их учения.
Тема урока: «Христианская этика. Отношение к взяточничеству»
|
История
6 класс
|
Раздел: Русь в IХ – начале ХII века.
Тема урока: «Становление судебной системы на Руси»
Тема урока: «Русские земли и княжества в ХII – ХVI веков».
Тема урока: «Система кормлений, мздоимство, лихоимство, посулы».
|
История
7 класс
|
Раздел: Россия в ХVIII веке.
Тема урока: «Антикоррупционная деятельность Петра I»
Тема урока: «Система «кормления от дел» при Анне Иоанновне»
Тема урока: «Борьба с взяточничеством при Екатерине II»
|
История
8 класс
|
Раздел: Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
Тема урока: «Борьба с взяточничеством и казнокрадством при Александре I»
Раздел: Внутренняя политика Николая I.
Тема урока: «Борьба с взяточничеством и казнокрадством при Николае I».
Раздел: Либеральные реформы 60-70-х гг. ХIХ в.
Тема урока: «Российское чиновничество»
Всеобщая история: Традиционные общества перед выбором.
Тема урока: «Япония. Китай. Коррупция в колониальном Китае».
|
История
9 класс
|
Раздел: Экономическое развитие страны в начале ХХ в.
Тема урока: «Высокая степень государственного вмешательства в экономику»
Тема урока: «Двойные стандарты в борьбе с коррупцией в России»
Раздел: Экономическая политика в годы Гражданской войны.
Тема урока: «Декрет о взяточничестве 1918 г.»
Раздел: Новая экономическая политика.
Тема урока: «НЭП и коррупция»
Раздел: Политическая система в СССР в 30-е гг XX века.
Тема урока: «Борьба с коррупцией как борьба за устранение политических противников»
Раздел: Ю.В.Андропов.
Тема урока : «Тоталитарная модель борьбы с коррупцией».
Раздел: Россия в 90-х годах XX века.
Тема урока: «Либеральная и олигархическая модели борьбы с коррупцией»
|
Обществознание
7 класс
|
Раздел: Человек и другие люди.
Тема урока: «Социальные группы».
Раздел: Молодежь и коррупция. Человек и закон.
Тема урока: «Защита правопорядка. Гражданин и коррупция».
|
Обществознание
8 класс
|
Раздел: Экономика.
Тема урока: «Рыночная экономика».
Раздел: Коррупция - "рыночный ответ" на слабость государства.
Тема урока: «Роль государства в экономике».
Раздел: Экономический аспект коррупции.
Тема урока: «Коррупция как стимул "тенезации" экономики».
|
Обществознание
8 класс
|
Раздел: Экономика.
Тема урока: «Рыночная экономика».
Раздел: Коррупция - "рыночный ответ" на слабость государства.
Тема урока: «Роль государства в экономике».
Раздел: Экономический аспект коррупции.
Тема урока: «Коррупция как стимул "тенезации" экономики».
|
Обществознание
9 класс
|
Раздел: Политическое и социальное управление.
Тема урока: «Политические режимы».
Тема урока: «Участие граждан в политической жизни. Коррупция и
избирательный процесс».
Раздел: Право.
Тема урока: «Система антикоррупционных законов в РФ».
|
Литература
7 класс
|
Раздел: Произведения русских писателей XIX века.
1.М.Е.Салтыков Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
2.И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные
проблемы рассказа.
3.А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков.
4.Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»
|
Литература
8 класс
|
Раздел: Русская литература XIX века.
1.Н.В.Гоголь «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества в пьесе.
2.Хлестаков. «Понятие о миражной интриге». Хлестаковщина как
нравственное явление.
|
Литература
9 класс
|
Раздел: Русская литература XIX-XX веков.
1. Н.В.Гоголь «Мертвые души» . Чичиков как новый герой эпохи
и как антигерой.
2.А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека»
в русской литературе 19 века.
3.А.Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира
на современное общество. Сатира на общество Шариковых и Швондеров.
|
Во внеурочное время на классных часах проводятся беседы, круглые столы «Что такое коррупция?», «Коррупция: выигрыш или убыток» - 6,7 кл., «Я – гражданин России» - 8-9 кл.
Учитель изобразительного искусства Тяжгова М.Л. с учащимися 5-6, 7-8, 9-11 классов провела в октябре 2014 года конкурс рисунков и плакатов «Скажи коррупции НЕТ!».
|